Andrey Stolyarov

Андрей Викторович Столяров: сайт автора

105,7, или Осенний ММБ 2016 года

Mon Oct 31 23:50:33 2016

Скажу сразу, я из тех, кто не бегает, но ходит, и не вхожу в число лосей в лосинах. Стартовый вес рюкзака у меня был около 13 кг, но на моих скоростях меня это не особенно напрягает. Впрочем, в своё оправдание отмечу, что это был мой пятый ММБ и пятый успешный финиш, не сливался я пока что ни разу. Стискивал зубы, но доползал до финиша.

Вообще я вам скажу, что успешный финиш на ММБ — это вопрос личного выбора. Мне поначалу задача пройти сотню километров по лесам и болотам тоже казалась непреодолимой, но я почему-то даже на первом своём броске не изучал возможности схода с дистанции. А ещё на первом броске у меня был персональный сталкер по имени Настя, у которой опыт финишей уже был, и от самых элементарных тактических ошибок она меня предостерегла — например, увидев ночью на дистанции первые палатки, она мне сказала, что вот эти вот до финиша не дойдут. Она же объяснила, что на смене карт надо быть рано утром, а то тут можно увлечься беганьем по КПшкам и слить в итоге всё мероприятие. Лучше пусть будет запас времени. Ну а потом, уже на второй день, срезав почти всё по дорогам (чего сейчас уже сделать нельзя, организаторы начали всерьёз бороться с таким способом прохождения дистанции), я неожиданно обнаружил, что до финиша осталось от силы пять километров и чуть ли не четыре часа времени, и уже сам побродил по контрольным пунктам «облачка» перед финишем, несмотря на стёртые ноги и общую убитость; ну просто, видимо, во вкус вошёл. И, естественно, финишировал вовремя. Надо ещё отметить, что этот мой первый бросок — это была осень 2014го, то есть тот самый легендарный «холодный ММБ».

Так вот, я имею наглость утверждать, что финишировать на ММБ по своим возможностям может каждый, вот то есть вообще, любой здоровый человек это заведомо может. Остальное — исключительно вопрос личного выбора. Впрочем, успешных финишей у меня уже было четыре, так что финиша как такового мне теперь мало, на ММБ нужно ставить себе какие-то дополнительные задачи. В этот раз, кроме самой главной и подразумеваемой цели — успешного финиша — я себе поставил две дополнительные задачи: «вывести в свет» знакомую девушку по имени Аня, которая никогда раньше не участвовала в ММБ (зато мы с ней в режиме, приближенном к боевому, прошли дистанцию весеннего ММБ этого года по оставшимся у меня картам, и у неё всё нормально получилось), а ещё — «выбежать» из рейтинга 0.3, чего мне раньше никогда не удавалось. Одну задачу я решил, вторую — пока не знаю, всё-таки штрафного времени у меня набралось изрядно. Но тут уж обо всём по порядку.

Итак, стартовать я, как обычно делаю, собирался в числе первых, то есть сразу после открытия старта в 20:00. Такой старт даёт возможность собрать больше контрольных пунктов и уменьшить штрафное время, причём обычно дополнительные четыре часа могли дать десять-пятнадцать часов сэкономленного штрафа. В этот раз, впрочем, старт работал не четыре часа, а всего три, и первый участок дистанции оказался таков, что многие «облачные» КП мне с моим темпом брать не имело смысла — например, потратить час или даже чуть больше на взятие «полуторачасового» КП тактически бессмысленно, результат это улучшает ненамного, а сил отнимает чёрт-те сколько, плюс физически откладывает время прихода на промфиниш, то есть сокращает возможности для ночного сна и соответственно ухудшает результаты второго дня.

Так или иначе, едем мы с Аней на электричке 17:43, на старт приходим минут за двадцать до его открытия, готовим снаряжение. У Ани, увы, проблемы с работой — нужно в выходные быть в Москве, так что всё, что она в этот раз планирует — это стартовать вместе со мной и вскоре слиться, просто обозначив своё присутствие на ММБ, чтобы в следующий раз можно было участвовать в лотерее приглашений. В 20:03 я получаю карточку, примерно в 20:05 мы сканируемся и начинаем изучать выданные карты. Обратная электричка из Башкино идёт только в 22:56, так что Аня изъявляет желание прогуляться до первого КП. Вручаю ей карточку, и мы стартуем, причём она ведёт, ей это пока ещё интересно. Идём довольно шустро, на КП1 приходим изрядно раньше девяти; Аня торжественно компостирует карточку, отдаёт её мне, мы вместе возвращаемся к просеке, откуда она уходит обратно налево — на электричку, а я — направо, искать КП2.

В какой-то момент происходит довольно забавный случай, я иду в середине некоего «паровозика», надо штурмовать очередной заболоченный овражек, все как-то там кто перепрыгивает, кто выбирает, на что наступить, и тут мимо нас, не разбирая дороги, пролетает один из «бегунов»; человек, шедший в «паровозике» впереди меня, кричит своим сокомандникам «осторожно, лось!».

КП2 берётся без особых проблем, если не считать болота с открытой водой, где я в первый раз мочу ногу. Долго думаю, как отсюда выбираться, явно надо дойти до ЛЭП, поскольку именно от неё берулся другие КП. Пятый и восьмой твёрдо решаю не брать, очень уж они на отшибе. Третий тоже «оставляю за скобками», без штрафа на этом этапе разрешено пропустить два «часовых» КП, вот решаю под это дело подвести третий и пятый, восьмой не брать ценой штрафа, остальные — как пойдёт.

Дорога к ЛЭП, до которой рукой подать, оказывается неожиданно трудной, просеки в лесу есть, но не те, что на карте, а тех, что на карте — нету. В итоге как-то я к ЛЭП всё-таки выхожу, по пути некий встреченный участник лет пятидесяти на вид пытается меня убедить (притом с картой и навигатором в руках), что мы на самом деле километрах в двух от того места, где находимся реально, то есть он в районе КП2 (откуда я только что ушёл) пытается найти КП4. Попытки объяснить ему реальное положение вещей остаются безуспешными, мне только непонятно, зачем он при такой железобетонной уверенности вообще пытается с кем-то общаться. В общем, оставляю его искать «четвёрку» и иду её искать сам, только в другом месте.

Беру КП4, опять же, без особых проблем, на местности уже имеются лидерские тропы, которые при такой погоде на снегу прекрасно читаются. Следующим решаю взять «семёрку», но зайти на неё по дальним просекам с севера, потому что они вроде бы нигде не прерываются. Заход на просеки нахожу почти сразу, несмотря на отсутствие лидерской тропы (оно и понятно, лидерам просеки не указ — наверняка брали семёрку с ближней стороны), КП беру, обратно к газопроводу решаю возвращаться по «ближним» просекам — и вот это вот был мой стратегический просчёт, там я благополучно заблудился, а азимут в сторону ЛЭП завёл меня в такое подтопленное место, где я промок по колено. Приходит в голову, что вот 2014-осень был «холодный», 2014-весна — мокрый, а этот будет «два в одном», при мокрых ногах реально ноль воспринимается хуже, чем тогдашние -18 при сухих.

Ну да ладно, на ЛЭП я в итоге, разумеется, выхожу, прикидываю, сколько времени у меня заняло взятие «семёрки», и решаю на КП6 и КП9 забить — суммарный штраф за них 2,5 часа, а потрачу я на их взятие в лучшем случае часа два, к тому же и силы могут кончиться. Дохожу до «перекрёстка», где уже натуральные толпы бегают в сторону КП4 и обратно, и беру курс на «десятку». Чуть не дойдя до неё, обнаруживаю питьевой пункт «Канта», где для получения чая требуется скинуть рюкзак. Заодно достаю из рюкзака батарейки, ставлю их в фонарь, который уже еле жив. Не садясь, выпиваю два стакана чая и ухожу брать «десятку» — первую в длинной цепочке обязательных. Назначение цепочки прекрасно видно — с боков населёнка, если бы не эти «обязательные», половина народу ломанулась бы по дорогам через посёлки. Единая для всех траектория движения имеет одно интересное свойство: можно не тратить сил на ориентирование, поскольку тропа прекрасно видна.

На одном из перегонов встречаю Серёгу Волкова, точнее это он меня опознаёт, когда я схожу с тропы, чтобы пропустить очередной паровозик. КП14 берём вместе, он остаётся там, чтобы что-то съесть, я недавно уже чем-то закинулся, так что есть не хочу и ухожу вперёд, сказав Серёге, что он-то меня всё равно обгонит. Так, собственно, и происходит — он обгоняет меня ещё до дороги.

Между тем, двигаться приходится шустро, холод и мокрые ноги не дают не то что остановиться — даже просто снизить темп. На ходу жую арахис, запиваю изотоником, закидываю внутрь гель «арена», организм работает неожиданно хорошо — меня не срубает, держу ровный темп, не бегу, конечно, ибо не умею, но иду довольно быстро. Даже, как ни странно, пить не хочется, изотоник всё-таки прекрасная штука, и вкусный, в отличие от регидрона. Ну да, стоит дорого, но и фиг бы с ним... да, кстати, если подумать, эти порошковые изотоники, будучи разведёнными в нужной пропорции, оказываются едва ли не дешевле кока-колы.

К смене карт выхожу на рассвете, времени восьмой час. Здравствуй, брод, мать твою так растак. А на том берегу призывно пылает костёр, народ сушится, кто-то что-то хрючит, явно горячее. Как ни странно, мне самому есть совершенно не хочется, спасибо арахису и гелям, но вокруг люди довольно живо обсуждают собственный аппетит, разыгравшийся при виде открывшейся картины. Остаётся только перебраться через реку. Смотрю, как переходят другие, тут уж кто во что горазд, кто прямо так идёт, кто разувается и босиком (бррррр, по мёрзлой глине, по каменистому дну, да ещё при имеющихся температурах), кто-то из рюкзака достаёт болотники (это какого же веса у него рюкзак). Но, в общем, главное я увидел — воды там не более чем до середины голени, ничего страшного. Достаю два больших мешка для мусора, надеваю на ноги и, держа их за верёвочки, перехожу реку. Мешки, конечно, продырявились ещё в процессе спуска к берегу, но мне стопроцентная сухость и не нужна, ноги всё равно мокрые. Главное — холодная вода в ботинки ниоткуда не течёт. То есть если бы ноги были сухие, то промокли бы, наверное, но когда уже мокрые — нарушения целостности мешков я не замечаю, пока не стаскиваю их уже на том берегу.

Итого первую карту заканчиваю с несчастными четырьмя часами штрафа, для меня это очень мало. Отмечаюсь, заявляю о выбывшем втором участнике, беру две карты, одну сворачиваю в трубочку и упаковываю (типа в подарок :), вторую начинаю изучать, греясь у костра. Заодно привожу в порядок левую ногу, которая (похоже, от холода) начинает протестовать против сгибания в колене. Две минуты у костра, к моему удивлению, эффект почти полностью снимают.

У того же костра встречаю Ольгу, с которой прошёл на прошлом ММБ вторую половину последнего этапа. Где ещё таких людей встретишь, как не на следующем ММБ. Она присаживается к костру, разувается и сушит на себе носки, мне это кажется не слишком нужным, ибо всё равно ноги будут мокрые; пополняю из рюкзака запасы пищи и изотоника в карманах и продолжаю движение. Впрочем, Ольга с напарником обгоняют меня буквально минут через пятнадцать, двигаются вроде шагом, но с такой скоростью, что мне за ними и ста метров не продержаться :-)

На КП17 выход очевиден, питьевой пункт Альпиндустрии виден издалека. Как ни странно, пить я по-прежнему почти не хочу, но стаканчик чая всё-таки употребляю. КП18 обязательный, к нему ведёт хорошо натоптанная тропа, отправляюсь по ней, на ходу размышляя, как и что делать дальше. Брать всё смысла нет заведомо, поскольку два «часовых» КП на этой карте можно пропустить без штрафа. Забить в итоге решаю на 20, 21 и 22, вообще не ходить в ту сторону.

По дороге к КП18 путаюсь в просеках, то есть иду-то по натоптанной тропе, но не вполне осознаю своё положение, начинает казаться, что я его прошёл. Но все вроде движутся в том же направлении, что и я. Спрашиваю у кого-то, взал ли он уже КП18, получаю ответ, что нет пока, до него ещё метров сто. Тут до меня, наконец, доходит, где я на самом деле.

Холмик со стоящими там судьями виден издалека, но я сначала не понимаю, что это КП, думаю, что, может, просто кто-то костёр развёл и греется. Пытаюсь искать КП18 в окрестностях этого холмика, кто-то любезно указывает мне на холмик — «судьи там». Ну хорошо, отмечаюсь, игнорирую костёр, отправляюсь дальше. Беру 19-23-24, времени уходит довольно много, на 25 решаю не ходить (это минут сорок съест, а штраф за него всего час), беру 27-26-28, дорога на 28 оказывается довольно муторной, начинает сказываться усталость. Беру его уже в сумерках, с включённым фонарём; времени что-то около половины шестого. Читаю объявление про питьевой пункт Спорт-Марафона, ради него надо сойти с оптимальной траектории. Нафиг! Пить по-прежнему почти не хочется, бутылочка с изотоником в кармане не использована даже наполовину. Обхожу Ефаново по дорогам, срезая путь к мосту по тропинке, где в конце приходится спускаться к дороге по неприятно крутому склону. После моста к КП29 уходит хорошо натоптанная лидерская тропа, но кончается это дело переправой через овраг феерической глубины. Прохожу вдоль берега оврага метров сто вправо и там переправляюсь, глубина уже не такая, берега более пологие; беру 29, дальше траектория снова однозначная — и снова натоптана прекрасно видимая тропа, которая проходит через КП30, КП31 и приходит на промфиниш. Промфиниширую без скольких-то минут восемь. Второй участок я прошёл со штрафом в два часа, итого пока что шесть. По моим меркам это очень, очень мало.

Связь на ПФ не работает, я сначала пытаюсь связаться с Настей, узнаю, что она с напарником только-только взяла КП28, понимаю, что это ещё надолго, ставлю палатку, некоторое время ещё пытаюсь ждать, потом меня начинает окончательно срубать, я с некоторым трудом отправляю СМСку и ухожу спать. Мокрое, так и недосушившееся термобельё меняю на сухой и приятный изотермик, залезаю в спальник и, естественно, тут же отрубаюсь.

Утром физически не могу выдрать себя из спальника, ибо холодно, в одноместной однослойной палатке не повернуться, с потолка дождь из конденсата. Туфта, а не палатка, я с ней попытался сходить первый раз, больше не пойду. Палатка обязана быть двухслойной, точка, всё; я просто в этом убедился лишний раз. И высота палатки должна быть такова, чтобы там можно было сесть. Потом, наконец, смотрю на часы на своём GPS'е и к своему удивлению вижу 6:58. Думаю, что, наверное, поставил будильник по ошибке не на семь, а на шесть, и слегка расслабляюсь. Между прочим, это меня едва не погубило; когда, наконец, потеплело и я смог себя заставить выбраться из спальника, свернулся и пошёл получать свою карточку, я был уверен, что ещё нет девяти, а мне на выдаваемой карточке поставили 9:54. УПС... ещё бы шесть минут, и было бы мучительно больно за феерически бездарно слитый ММБ.

Ну ладно, допустим, пронесло. Между тем, времени десять, то есть два часа я бездарно потерял, теперь нужно торопиться. К счастью, за карточкой я пришёл уже с рюкзаком и палками, теперь мне остаётся только бежать. Проходя по лагерю, встречаю Наташу Кициловскую с её подругой, они жалуются, что первый день у них прошёл плохо и бездарно. Карточку они уже взяли, но как-то не очень похоже, чтобы были готовы идти прямо сейчас. Ну да ладно, покидаю лагерь, ломлюсь по уже давно и прочно натоптанной тропе, на пересечении дороги наблюдаю, как люди — примерно каждый второй — поворачивают налево вдоль дороги. Нафиг-нафиг, тропа натоптана, пойдём по ней. Выхожу к КП32, он обязательный, отмечаюсь, иду дальше, натоптанные тропы зовут :-) Карта мне показалась похожей на вчерашнюю в том смысле, что на второй стороне всего три линейных КП, и это не слишком надолго. Конечно, с этим я погорячился, но обо всём по порядку. Беру 33-34, там снова встречаю Наташу, она мне объясняет, что нужно взять не меньше восьми необязательных КП, СПЛАВ будет на КП45, а бандану там не дадут, если восемь не взять. Впрочем, если взять, то бандану всё равно могут не дать :-) Ладно, беру 41, 35 и начинаю движение по просеке на восток с намерением взять сначала 42, потом вернуться и пойти брать 36-37-38-39, потом на 45 и далее везде. В процессе понимаю, что время как-то так поджимает. Прикидываю, что если заложить запас два часа и планировать три часа на второй лист карты, то на КП45 надо быть к 16:00; вот только времени-то уже 14:30. Короче, решаю не рисковать и на 42 не иду, нахожу вход на тропу на 36 и бегу по ней. Тут у меня начинает капризничать левая нога, точнее колено — перестаёт гнуться совсем. Скорость падает до 1 км/ч, всё становится плохо и противно.

Ковыляю к КП37, время тикает, понимаю, что ещё немного в таком духе — и не уложусь в контрольное. Ну так вообще нельзя. Переворачиваю карту и таки обнаруживаю, что там не три «линейных» КП, а целых пять. Положение становится отчаянным. Тем не менее, взяв 37 и 38, невзирая на то, что уже начало пятого, решаюсь — чёрт с ним — взять 39, чтобы набрать те самые восемь необязательных, хотя пятая точка мне подсказывает, что банданы мне всё равно уже не достанется. Путь к 39, хоть и по хорошо натоптанной тропе, отнимает больше сорока минут, всё уже совсем плохо. Я медленно зверею, что мне в таких случаях очень эффективно помогает, даже нога начала нормально функционировать, скорость опять растёт, и чем дальше, тем (по мере моего озверения) растёт выше. Ломлюсь к КП45, оставив невзятыми 40, 42, 43 и 44. Шесть часов минус 2,5 амнистии, то есть, видимо, 3,5 часа штрафа, а всего, стало быть, 9,5. Ладно, это фигня.

Добегаю до триангуляционной вышки, время что-то около 17:20, обнаруживаю, что КП пошаговый. Мать моя женщина! Делать нечего, тропа там есть, ломлюсь со всей возможной поспешностью. Вылетаю на сплавовскую точку, любезный молодой человек отмечает мне карточку и предлагает обратить внимание на каны с чаем. Нафиг, отвечаю, чай, банданы кончились? Тот со вздохом отвечает утвердительно. Ну, иного я и не ожидал, хрен с ней с банданой. Бегу дальше. Цейтнот кажется уже непреодолимым, но за успешный финиш я намерен бороться до конца, ещё ни разу не сливался, и совершенно не хочется, чтобы этот раз стал первым. КП46 и 47 приходится срезать по дороге, экономия времени небольшая, минут двадцать, штраф три часа, но если опоздать на финиш — будет гораздо хуже. На дороге развиваю свои максимальные 6км/ч, на GPS приблизительно отмечаю то место, в котором дорога пересекается с линией 47-48, ровно там и нахожу ожидаемую и хорошо проложенную лидерскую тропу. Времени что-то вроде 18:30, ныряю по тропе в лес.

Дальше всё начинает происходить несколько быстрее, чем я ожидал, в 18:50 я беру КП48, дальше тропа выводит на просеку юг-север, которая замечательно истоптана в обоих направлениях, куда бежать — непонятно. Здесь минут десять теряется на поиск тропы, которая оказывается южнее вдоль имеющейся там просеки, вот это можно было бы и угадать. Примерно в 19:20 беру КП49, на озверение накладывается осознание того, что, кажется, успеваю даже с некоторым запасом. Путь к КП50 занимает меньше двадцати минут, остаётся только финишировать. Со скоростью творится что-то непонятное, озверение малость спадает, но взамен возникает ощущение близкого финиша, когда можно уже и повыкладываться, и будь потом что будет. Я уже почти бегу, хотя левая нога опять устраивает мне концерт.

Финиширую в 20:14, тоже отдельное происшествие. Пробегая под транспарантом «финиш», срываю со шнурка карточку, но человека со сканером не вижу, мне показывают, что куда-то надо «туда дальше», вижу второй транспарант, добегаю до него, там тоже нет никого со сканером, я уже почти ору «ну где?!», мне показывают куда-то ещё дальше, там я уже натурально упираюсь в толпу народу, дальше идти вроде некуда, «да где?!» Тут кто-то аккуратно толкает в бок человека, пред светлыми очами которого я имею честь предстать и который занят, видимо, очень важным разговором с соседом, то есть меня и мою карточку не видит. После тычка в бок он, наконец, обращает на меня внимание и оказывается тем самым человеком со сканером, который мне нужен. Слава ктулху. Что характерно, во всей процедуре моего финиша оказалось задействовано человек десять — одни показывали, куда бежать, другие выводили сканирующего из ступора; между тем, стой он под транспаратном, а не в десяти метрах от него, и держи он при этом сканер на виду, а не в опущенной вниз руке (фиг заметишь), участие такого количества народу бы не потребовалось. Не то чтобы я был сильно против (всё действо заняло секунд десять), но просто как-то странно, тем более это же время массового финиша.

Итого: 24 часа без нескольких минут на первом этапе, что-то вроде 10:20 на втором, плюс, если я нигде не ошибся, 12,5 часов штрафа. То есть что-то около 47 часов. Выбежал я при этом из 0.3 или нет — зависит от того, как прошли лидеры. Скорее всего, да: вряд ли лидеры эту дистанцию профигачили за 14 часов, при всём моём к ним уважении. Ну а там посмотрим.

У костра замечаю всё ту же Наташу, прошу её позвонить Насте, поскольку мой мобильник безнадёжно сел. Узнаю, что Настя в этот раз сливается, на финиш не попадёт, и ухожу на электричку вместе с Наташей и её подругой. Начинается самая муторная и омерзительная часть каждого ММБ — дорога от финиша до дома. Но это уже, как говорится, совсем другая история и я не уверен, что её вообще надо рассказывать. Только один момент: на платформе вспоминаю про показания одометра и лезу за ними в GPS; обнаруживаю 105,7 км. Это, к сожалению, не дистанция, а дистанция плюс путь от финиша до электрички (но без пути от электрички до старта; одометр я обнулил на старте).

Некоторые выводы. Первый — зря я раньше боялся неопреновых носков. Почему-то мне казалось, что в них ноги сотрутся сразу и безнадёжно. Ни фига, нормально всё с ногами, я их на второй день надел — надо было, конечно, надеть их сразу, живее бы остался. Второй — однослойные палатки таки туфта. Третий — изотоник всячески рулит и вообще прелесть, причём его надо начинать пить до начала мероприятия. Четвёртый — гель «арена» всячески рулит и его надо активно пользовать (я съел девять тюбиков, пять в первые сутки, четыре в воскресенье). Пятый — крекеры можно не брать. Шестой — арахис в тростниковом сахаре на дистанции идёт гораздо лучше солёного.

Вообще я собой доволен, а причина, похоже, дебильная — у нас в доме лифты меняют, так что крайние три недели я по меньшей мере трижды в день взбегал на седьмой этаж. Впервые на ММБ меня не ограничивала моя никакущая дыхалка, то есть не нужно было останавливаться, чтобы отдышаться.

Ну и последний. Забить на сплавовские банданы воооот такой чугунный болт и вообще больше не стремиться их получить. Если бы не условие про восемь КП, я бы не потратил почти час на взятие КП39, у меня был бы больше резерв времени и я бы не стал срезать по дорогам 46 и 47, так что штрафа было бы на два часа меньше. И, что самое обидное, банданы-то мне всё равно не досталось, гыгыгы.

Спасибо организаторам и волонтёрам, в этот раз всё было (по-моему) идеально. Я вообще старый ворчун, но сейчас реально не вижу, к чему тут можно придраться.

В догонку. Только что посмотрел, как идёт дистанция по обычной карте. Уххх! Там ощущение такое (по карте), что местность застроена всякими посёлками чуть менее чем полностью, а при прохождении дистанции ощущение было, что мы в глухой тайге. Ну, если просеки не считать :)

Респект создателям дистанции. Протащить такую толпу народа сквозь плотную населёнку так, чтобы при этом избежать всякого взаимодействия между толпой народа и населёнкой, найти шикарное, притом огромное место для ПФ, да ещё так, что (несмотря на близость населёнки) обитатели означенной населёнки ПФ не заметили -- это реально круто. Снимаю шляпу и подбрасываю её в воздух в восхищении.